Формы работы с одарёнными детьми
В каждом человеке – солнце, только
дайте ему светить.
Сократ
Что такое одарённость? Это подарок
судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?
Одарённость –
стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:
стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно,
- поисковая активность,
любознательность;
- знание психологии подростка и
психологии одарённых детей;
- готовность педагога к работе с одарёнными
детьми.
Не творческий учитель не сможет воспитать
творческого ученика. Меняется
жизнь – меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем быстрее и основательнее
изменения в жизни. Вызов времени требует инноваций. В Федеральном компоненте
государственного стандарта отмечается: "участие школьников в проектной
деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы”;
творческое решение учебных и практических задач; создание собственных
произведений, проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий. Другими словами, от школы ждут не
"нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении
всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально
мобильными.
Система
деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в
нашей школе строится следующим образом:
1.
Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений
ученика. Создание банка данных по
талантливым и одарённым детям.
Диагностика потенциальных возможностей детей.
2.
Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой
направленности: включение в учебный
план школы факультативных курсов.
Организация исследовательской деятельности. Организация и участие в интеллектуальных
играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах.
3. Контроль над развитием познавательной
деятельности одарённых и талантливых школьников: тематический контроль знаний в рамках
учебной деятельности. Контроль над
обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.
4.
Работа с родителями одарённых детей:
совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и
учителя. Поддержка и поощрение
родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на
общешкольном родительском собрании).
5.
Работа с педагогическим коллективом:
обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми:
«Организация исследовательской работы с
учащимися», «Создание ситуации успеха, атмосферы понимания на уроке и во внеурочное время». Повышение профессионального мастерства
через курсовую подготовку и аттестацию.
Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для
самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование
возможностей Интернет.
Опыт работы показывает, что чем раньше
начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его
талант. Мы начинаем эту работу с первого
класса. Выявив талантливого ученика на начальном этапе обучения, стараемся
установить сотрудничество учителя начальных классов, ребёнка и учителя –
специалиста предмета, в котором проявляется одарённость. Естественно,
каждому учителю самому приходится много работать над созданием
собственной системы личностных, деловых, нравственных качеств, в основе которой
- желание развить исходные возможности ученика.
Формы
работы с одарёнными детьми:
Разноуровневое обучение. В каждом классе, на каждом учебном предмете материал
организован на разных уровнях (А, В, С). Одарённые дети имеют возможность
заниматься на самом высоком уровне обучения.
Индивидуально-групповые
занятия, которые позволяют часть времени отдавать изучению
предметов, соответствующих особым интересам и потребностям одаренных детей, что
способствует в дальнейшем специализации обучения. В результате расширяется круг
интересов, и у ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать
более глубоко.
Взаимодействие с родителями
В школе сложилась система мероприятий, направленных на
сотрудничество с родителями. Родители вовлекаются в жизнедеятельность школы
через познавательные, творческие и спортивные мероприятия. В нашей школе
приоритетными формами работы стали дифференциация, личностно-ориентированный
подход по отношению к семье, родителям.
Наши ученики и выпускники демонстрируют свою
готовность и умение обучаться в течение всей жизни, способность к самоизменению
и формированию, что и требуется от человека, живущего в век бурного роста и
смены технологий. В перспективе – много нереализованных проектов. Важно, что
дети хотят работать, предлагают новые интересные темы. Кругозор их расширяется,
а с помощью ИКТ много возможностей получить информацию, обработать её,
представить в виде презентации, ролика, буклета. Поделиться своими достижениями
с ребятами из других сёл района.
В течение ряда лет в начальной школе и
среднем звене проводятся интеллектуальные марафоны с набором заданий разного
уровня сложности. Это позволяет увидеть оригинально мыслящих учащихся, уделять
внимание развитию их способностей. Для детей – это опыт участия в
интеллектуальных конкурсах и олимпиадах. В 9-11 классах интеллектуальные игры и
марафоны позволяют ребёнку самостоятельно выбирать индивидуальный набор заданий
в соответствии с проставленными баллами и порядок их выполнения. Последние годы
задания для интеллектуальных марафонов составляются по принципу заданий ВНО,
что способствует подготовке учащихся к сдаче Внешнего независимого оценивания.
Жизнеспособность системы работы с одаренными детьми
подтверждается наличием в школе победителей и призеров различных уровней
предметных и развивающих олимпиад, конкурсов (районных, всеукраинских и
международных),
Традиционным видом работы с
одарёнными детьми является проведение предметных недель. Применяются самые разнообразные методы и формы их
проведения: конкурсы, олимпиады, КВН,
интеллектуальные игры и марафоны.
В рамках недели русского языка
проводятся: интеллектуальная игра для
старшеклассников «Самый умный», интеллектуальный конкурс «Знатоки русского
языка», КВН, защита проектов, литературные гостиные, посиделки, проведение
общешкольных педагогических чтений по творчеству русских писателей.
Наши учащиеся успешно выступают в
предметных олимпиадах. Любая победа в олимпиаде – это не случайность, не
показатель необыкновенных способностей ребёнка, а результат длительного,
кропотливого совместного труда ученика и учителя. Многие педагоги ведут
систематическую планомерную работу с конкретными учащимися по подготовке к
олимпиадам.
Два года подряд учащиеся нашей школы
принимали активное участие в Международном конкурсе «Русский медвежонок» и
занимали призовые места.
Комментариев нет:
Отправить комментарий